Советы Рокфеллера: 5 правил управления семейным капиталом

Состояние трудно сколотить, но сохранить еще труднее. Особенно на протяжении многих поколений, когда число наследников переваливает за сотню. Некоторым семьям, таким как Рокфеллер, это удается.




Мировой опыт свидетельствует: богатство редко переживает третье поколение его владельцев. Итальянцы говорят: «от конюшни к звездам и обратно». Поговорки с похожим смыслом можно встретить у шотландцев, испанцев и китайцев. Например, сегодня от состояния Корнелиуса Вандербильта ($100 млн в 1877 году), второго богатейшего человека в истории США, не осталось ничего, кроме университета, названного в его честь. На встрече 120 членов семьи Вандербильтов в 1970 году не оказалось ни одного миллионера.
Иначе сложилась история всем известной династии Рокфеллеров — одного из наиболее влиятельных предпринимательских кланов в истории США. Джон Рокфеллер основал нефтеперерабатывающую компанию Standard Oil в 1870 году с капиталом в $1 млн. Уже через три десятилетия на ее долю приходилось до 80% всей производимой в США нефти. После серии судебных антимонопольных разбирательств Standard Oil была разделена на 38 компаний (среди них будущие Chevron, Exxon, Mobil, Amoco и ConocoPhillips). В 1913 году совокупная стоимость долей их основного акционера Джона Рокфеллера оценивалась в $900 млн.
История Рокфеллеров интересна не только — и даже не столько — из-за размеров их богатства. Удивительно, каким образом семье удалось не только сохранять, но и приумножать капиталы на протяжении шести поколений. Несмотря на слухи о том, что их финансовая устойчивость пошатнулась в последние годы (кто-то даже хвастался, что одолжил Рокфеллерам денег), на сегодняшний день совокупное состояние двухсот членов этой семьи составляет $11 млрд. Дело, скорее всего, в определенных принципах, которые Рокфеллеры сформулировали и все эти годы старались соблюдать.

1. Благосостояние семьи требует отдельного управления

Пионеры-предприниматели индустриальной эпохи были вынуждены заниматься не только ежедневными вопросами бизнеса. Все большего внимания требовали огромные состояния, которые этот бизнес порождал. Зависимость предпринимателей от профессиональных финансовых советников только росла с увеличением задач по управлению несколькими бизнесами и инвестиционными портфелями, а подрастающее второе поколение, которое должно было впервые унаследовать эти капиталы, добавляло забот.
В 1882 году Джон Рокфеллер учредил специальную структуру для управления благосостоянием. Юристы, бухгалтеры, налоговые специалисты и прочие советники были собраны под одной крышей, что позволяло учитывать все необходимые аспекты при обслуживании семьи. За сотню лет «семейный офис» Рокфеллеров превратился в отдельный бизнес: на сегодняшний день Rockefeller&Co управляет активами других состоятельных семей и различных организаций на общую сумму в $43,1 млрд.

2. У детей должна быть свобода выбора

Сын Джона Рокфеллера (Джон Рокфеллер «младший») рос под строгим надзором. Он учился обращению с деньгами на примере своего бережливого отца и получал ограниченное содержание. Но при этом отец предоставил сыну свободу выбора. Богатейший человек США решил: сын не должен следовать за мечтой отца, вправе сам выбирать свой жизненный путь, который не обязательно должен быть связан с бизнесом семьи.
«Младший» Рокфеллер применил такой же подход и к своим детям. Это дало возможность семье меняться, как того требовали обстоятельства и внешняя среда. Каждое новое поколение пересматривает идеалы и ценности, причем за сто лет подходы могут поменяться кардинально. Так, в сентябре 2014 года фонд Rockefeller Brothers Fund объявил об инвестициях исключительно в чистую энергетику для борьбы с изменением климата.
Членам семьи вовсе необязательно было заниматься бизнесом, они могли посвятить себя филантропии или политике. Например, Нельсон Рокфеллер, сын Джона Рокфеллера-младшего, четыре раза избирался губернатором штата Нью Йорк, а в 1974 году стал вице-президентом США.

3. Надо чаще встречаться

В начале XX века обычной считалась практика наследования по мужской линии: это позволяло сохранить капиталы внутри семьи. Основная часть состояния Джона Рокфеллера в $250 млн была передана единственному сыну, Джону «младшему», а три дочери Рокфеллера получили $24 млн.
Несмотря на свободу выбора, «младший» прожил всю свою жизнь, пытаясь соответствовать идеалам отца. Унаследованные личное состояние и власть были для сына источником дискомфорта. Предоставить детям возможность принимать участие в принятии решений, которые влияют на всю семью, — одно из решений вопроса несоответствия ожиданий детей.
Чтобы наладить внутрисемейную коммуникацию, Рокфеллер-младший внедрил практику регулярных семейных встреч. Со временем на такие встречи начали приглашать директоров из разных семейных бизнесов, чтобы пообщаться с ними, например, о политике найма на работу или о внешнеэкономической деятельности компании. Такая практика помогает подрастающему поколению постигать общие ценности и разбираться в разных аспектах деятельности семьи, попутно примеряя на себя те или иные роли.

4. Учитесь зарабатывать и сохранять

Джон Рокфеллер выработал правило распоряжения деньгами, которое прочно укоренилось в семье. Часть дохода следует положить в банк, часть направить на благотворительность по собственному выбору, а часть потратить. Представители третьего поколения семьи, Нельсон Рокфеллер и четверо его братьев, получали от отца по 25 центов в неделю, а остальные деньги должны были заработать сами: «Мы выращивали овощи и кроликов. Мы всегда работали. Все мальчики должны были ежедневно вести личные бухгалтерские книги, отдавать 10% своего дохода на благотворительность, откладывать 10% и вести учет всему остальному. Мы должны были знать, что случилось с каждым пенни, который мы заработали». Детей помладше такой подход учит делать вложения с умом, соблюдать баланс, а также шире смотреть на роль денег. Дети постарше уже планируют свой бюджет и учатся пользоваться банковским счетом.
Детям необходимо в раннем возрасте научиться зарабатывать, уметь сохранять и отдавать деньги, и только затем думать о том, как тратить. Эти простые правила, применяемые семьей Рокфеллеров на протяжении многих лет, превращают детей в умелых управляющих, которые с меньшей вероятностью начнут бездумно транжирить унаследованное богатство.

5. Учитесь отдавать

Рокфеллер полагал, что крупные частные капиталы должны использоваться для устранения причин социальных проблем, изменяя условия и среду. Оставив детям $274 млн на четверых, он направил при жизни около $530 млн различным благотворительным организациям. Вся семья Рокфеллеров на протяжении всего XX века не только принимала активное участие в филантропии, но и была пионером новых подходов.
Вот самое свежее подтверждение. Фонд Rockefeller Foundation, основанный Рокфеллером-младшим еще в 1913 году с эндаументом в размере $180 млн, сыграл ключевую роль в тестировании облигаций социального воздействия (social impact bonds). На обычные облигации этот финансовый инструмент совсем не похож. По контракту на выпуск таких бондов инвесторы направляют свои деньги на решение определенной социальной проблемы (борьба с бедностью, например). Но могут получить от государства свои средства и доход только в случае, если инвестиции помогут достигнуть заданных заранее социальных результатов, которые можно посчитать (снижение числа людей, живущих за порогом бедности, в данном примере). Достигнут заявленный результат или нет, определяет независимый оценщик.
И хотя сам отец-основатель занимался филантропией под сильным влиянием своих религиозных убеждений (а скорее всего учитывал еще и налоговые аспекты), филантропическая активность Рокфеллеров считается одним из важных элементов, который до сих пор связывает семью вместе.
« Как соорудить мангал из кирпича своими руками?
Переводы россиян за границу могут обложить... »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.