Обновляем гардероб: полезные советы для тех, кому нечего надеть и некуда вешать
Даже если вы нашли свой стиль, перемены иногда не помешают.
Насколько часто покупать новую одежду и выбрасывать старую? Да и как понять, что вещь больше не нужна? Надо ли придерживаться только одного стиля? Об этих и других вопросах рассуждают модный эксперт Наталия Поротикова и дизайнер София Жарова в книге «Тело и одежда. Как выглядеть стильно, не принося в жертву комфорт».
Иногда интонации и не самые главные мысли запоминаются лучше, чем само сообщение. Помню, как знакомая, дизайнер украшений, сказала мне в ответ на комплимент, который я сделала её платью: «Вот когда ты найдёшь свой стиль…»
Признаюсь, меня эти слова в тот момент задели. Интонация знакомой была не то чтобы высокомерной, но пристройка сверху присутствовала. Но самое главное, я действительно в тот момент не ощущала, что у меня есть стиль, и это воспринималось мною как недостаток, как зияющее отсутствие чего‑то необходимого, что должно быть у каждого человека, особенно если он работает в моде.
Но я продолжала наблюдать за тем, как одеваются люди вокруг, как одеваюсь я сама. И не могла не заметить, что вообще‑то стиль у людей меняется, просто с разной скоростью, и это нормально. Амплитуда изменений тоже разная, и никто вам не скажет, насколько радикальным должно быть преображение, если вы его задумали, — для этого нет и не может быть стандарта. С годами меняется любимая цветовая гамма, любимые бренды, места покупок и качество вещей. Сами люди меняются, и было бы просто странно, если бы это не сопровождалось изменением внутреннего запроса — на другие силуэты, цвета и песни.
Меняются даже знаменитости, артисты и телеведущие, хотя им это сложнее всего: когда черты твоей внешности превращаются в товарный знак, нужно десять раз подумать, прежде чем что‑то менять. Но даже среди знаменитостей первого ряда есть пример, который кроет все возможные «когда ты наконец найдёшь свой стиль», — это Мадонна. 37‑летняя карьера певицы представляет собой череду перевоплощений, в которых она тем не менее остаётся узнаваемой и популярной.
Если вы окончательно нашли свой стиль — потыкайте себя палочкой: вы, походу, мёртвый.
Йоахим Клекнер
Постепенно мой гардероб уменьшился до двух пар трусов, носков и обуви. Ещё есть две футболки и два комбинезона — летний с короткими рукавами, зимний с длинными, — плед и рюкзак. Вот, пожалуй, и всё. Вещи я покупаю в магазине спецодежды, поэтому они белого и жёлтого цвета — это, кстати, очень практично. Я могу стирать всё вместе: цвета не тускнеют, и я сберегаю энергию. Сплю я обычно на надувном матрасе. Даже сейчас, будучи владельцем плюс‑минус пятидесяти вещей, я регулярно себя спрашиваю: нужен мне этот плед или я могу обойтись без него?
Анна Делло Руссо, редактор японского Vogue и легендарная личность в мире моды, использует как гардеробную отдельную квартиру в центре Милана, а ещё она принципиально не носит ни прошлогодние коллекции, ни тем более винтаж.
Оба эти человека — прекрасные и стильные. На какой отметке располагается ваш оптимальный объём гардероба, знаете только вы.
Разным может быть и отношение к вещам, которые вы не носите. В самом начале увлечения модой я хранила самые разные дизайнерские вещи, думая потом сдать их в музей. Со временем я отказалась от этой идеи. Но, может быть, для вас идея музея моды в собственном шкафу окажется прекрасной и вдохновляющей. Правда, это будет уже не совсем гардероб.
Для себя я решила, что идеальный объём гардероба — это вещи, которые я без труда могу вспомнить (не считая сезонных, отложенных на лето/зиму). Если о каких‑то вещах я вспоминаю, лишь когда их достаю после долгого перерыва, это не очень хороший признак: я не пользуюсь тем, что у меня есть, а вещи лежат и не приносят пользы. Повод снова перебрать гардероб и отдать часть на благотворительность.
вещи‑долгожители, которые вы продолжаете носить;
вещи‑долгожители, которые просто лежат;
вещи на один сезон или на один раз, но пока по ним этого непонятно.
Жизненный цикл у этих вещей будет совершенно разным. Мы не трогаем сейчас богатую и интересную тему разбора гардероба и не уточняем, почему не носятся и просто лежат вещи из второй группы — как сентиментальная ценность или на всякий случай. Важно, что у вас есть некий комфортный для вас объём вещей и некая комфортная скорость обновления. Эти категории связаны, они влияют друг на друга и на ваш комфорт, поэтому их лучше осознавать.
Скорость обновления — это тоже стилевая черта.
Скорость и амплитуда ваших стилевых колебаний — такая же характеристика вашей самопрезентации, как чувство юмора или нелюбовь к камуфляжу.
Тут бы и закончить главу — все разные, расходимся, — но бывает и так, что скорость обновления не совпадает с внутренним ощущением, как это должно быть, опережает его или отстаёт. И в этом хочется покопаться.
Например, новые вещи почему‑то слишком быстро надоедают, им требуется замена. Или человек годами не вылезает из одних и тех же вещей, но не оттого, что он ими очень доволен, и не оттого, что нет возможности купить новые. Информационная среда подталкивает нас к потреблению, поэтому я предположу, что чаще всё-таки вещи надоедают быстрее, чем изнашиваются.
А вот «покупать через паузу» — это совершенно другое дело. Это давать себе время подумать, походить с мыслью о вещи. Спросить себя на холодную голову, так ли уж она нужна. Или не нужна‑нужна, но делает ли она вас счастливой. Герой нашей книги Андрей Аболенкин называет мысли о вещи в течение нескольких дней важным критерием для покупки.
Не стоит бояться, что вы упустите крутую вещь, даже если она одна и дело происходит на распродаже. Во‑первых (и в самых главных), вещей много. Во‑вторых, почти всегда вещь можно повторить в ателье, найти на eBay или выбрать что‑то ещё лучше.
Несколько лет назад я не успела купить на распродаже роскошный фрак от Алёны Ахмадуллиной, чёрный, с бахромой по линии низа. Это были времена «птичьей» коллекции, бутик ещё располагался на другой стороне Никольской. Какая‑то девушка успела купить фрак раньше меня и, наверное, отлично провела в нём последний вечер в школе (дело было как раз в пору перед выпускными).
Потеряла ли я что‑то? По правде говоря, нет. Ателье Алёны Ахмадуллиной работает и сейчас, и нет никаких проблем в том, чтобы пойти туда и заказать этот фрак по моим меркам, если он вдруг мне до зарезу понадобится. Я не иду, потому что у меня нет повода, для которого может понадобиться именно эта вещь. То есть я не потеряла фрак, он остался в доступе, который ограничен только силой моего хотения!
У этой методики множество плюсов: София говорит, что ей нужен более длительный контакт с любимыми вещами, чем надеть однажды, и тут он как раз возможен; утром уходит меньше времени на выбор, что надеть; хорошим вещам из натуральных тканей (например, костюмам) надо давать отдыхать, здесь так и получается; капсулу можно продумать заранее, а продуманный выбор почти всегда лучше случайного; вы задействуете практически все вещи своего гардероба, включая те, о которых забыли, а то, что носить не хочется, само себя обнаружит; вещи будут вам гораздо меньше надоедать.
А вот качество никуда не уйдёт. Качественные вещи, которые вам искренне нравятся, — отличный оберег от неудачных покупок. У меня есть два правила шопинга: одно про одежду, другое про обувь:
eсли после примерки нескольких вещей я с удовольствием переодеваюсь обратно в своё, то мне не нужно ничего из набранного на примерку;
если из магазинной пары обуви я с облегчением возвращаюсь в свои ботинки, не надо эту обувь покупать. Выбирать новое надо из лучшего с точки зрения удобства; я хожу в бландстоунах с ортопедической стелькой.
Перечислите их. Почему они с вами так долго?
Часто ли вы покупаете вещи на один сезон или на один раз? Нравится ли вам это?
Сколько места занимает ваш гардероб? Ограничены ли вы местом для хранения?
Каков идеальный в вашем представлении размер гардероба? Назовите примерное количество вещей/луков, пар обуви, украшений или количество шкафов/рейлов.
Ваш идеальный гардероб — обширный и богатый, с одеждой на все случаи жизни или легко обозримый, компактный и функциональный? (Или предложите свой вариант; в нём должна быть количественная характеристика, эпитет или число вещей/луков.)
Сколько в реальности у вас места для хранения одежды, обуви и прочего? Есть ли у вас гардеробная? Перечислите все места, где вы храните вещи, включая сезонные.
Каково соотношение вещей, которые вы активно носите, и всех остальных?
Устраивает ли вас эта ситуация?
Важно ли вам часто покупать новые вещи? Что происходит, если вы долго этого не делаете?
Как вы расстаётесь с вещами?
Посмотрите свои фотографии за последние 10 лет. Как происходят изменения: незаметно или радикально?
Являются ли ваши внешние перемены событием для окружающих, «сменой имиджа»?
Если да, сколько таких смен у вас было за эти годы?
Насколько часто покупать новую одежду и выбрасывать старую? Да и как понять, что вещь больше не нужна? Надо ли придерживаться только одного стиля? Об этих и других вопросах рассуждают модный эксперт Наталия Поротикова и дизайнер София Жарова в книге «Тело и одежда. Как выглядеть стильно, не принося в жертву комфорт».
Иногда интонации и не самые главные мысли запоминаются лучше, чем само сообщение. Помню, как знакомая, дизайнер украшений, сказала мне в ответ на комплимент, который я сделала её платью: «Вот когда ты найдёшь свой стиль…»
Признаюсь, меня эти слова в тот момент задели. Интонация знакомой была не то чтобы высокомерной, но пристройка сверху присутствовала. Но самое главное, я действительно в тот момент не ощущала, что у меня есть стиль, и это воспринималось мною как недостаток, как зияющее отсутствие чего‑то необходимого, что должно быть у каждого человека, особенно если он работает в моде.
Но я продолжала наблюдать за тем, как одеваются люди вокруг, как одеваюсь я сама. И не могла не заметить, что вообще‑то стиль у людей меняется, просто с разной скоростью, и это нормально. Амплитуда изменений тоже разная, и никто вам не скажет, насколько радикальным должно быть преображение, если вы его задумали, — для этого нет и не может быть стандарта. С годами меняется любимая цветовая гамма, любимые бренды, места покупок и качество вещей. Сами люди меняются, и было бы просто странно, если бы это не сопровождалось изменением внутреннего запроса — на другие силуэты, цвета и песни.
Меняются даже знаменитости, артисты и телеведущие, хотя им это сложнее всего: когда черты твоей внешности превращаются в товарный знак, нужно десять раз подумать, прежде чем что‑то менять. Но даже среди знаменитостей первого ряда есть пример, который кроет все возможные «когда ты наконец найдёшь свой стиль», — это Мадонна. 37‑летняя карьера певицы представляет собой череду перевоплощений, в которых она тем не менее остаётся узнаваемой и популярной.
Если вы окончательно нашли свой стиль — потыкайте себя палочкой: вы, походу, мёртвый.
Объём гардероба
В 2017 году «Афиша» опубликовала интервью с Йоахимом Клекнером, автором книги «Маленький минималист» и владельцем всего 50 вещей.Йоахим Клекнер
Постепенно мой гардероб уменьшился до двух пар трусов, носков и обуви. Ещё есть две футболки и два комбинезона — летний с короткими рукавами, зимний с длинными, — плед и рюкзак. Вот, пожалуй, и всё. Вещи я покупаю в магазине спецодежды, поэтому они белого и жёлтого цвета — это, кстати, очень практично. Я могу стирать всё вместе: цвета не тускнеют, и я сберегаю энергию. Сплю я обычно на надувном матрасе. Даже сейчас, будучи владельцем плюс‑минус пятидесяти вещей, я регулярно себя спрашиваю: нужен мне этот плед или я могу обойтись без него?
Анна Делло Руссо, редактор японского Vogue и легендарная личность в мире моды, использует как гардеробную отдельную квартиру в центре Милана, а ещё она принципиально не носит ни прошлогодние коллекции, ни тем более винтаж.
Оба эти человека — прекрасные и стильные. На какой отметке располагается ваш оптимальный объём гардероба, знаете только вы.
Разным может быть и отношение к вещам, которые вы не носите. В самом начале увлечения модой я хранила самые разные дизайнерские вещи, думая потом сдать их в музей. Со временем я отказалась от этой идеи. Но, может быть, для вас идея музея моды в собственном шкафу окажется прекрасной и вдохновляющей. Правда, это будет уже не совсем гардероб.
Для себя я решила, что идеальный объём гардероба — это вещи, которые я без труда могу вспомнить (не считая сезонных, отложенных на лето/зиму). Если о каких‑то вещах я вспоминаю, лишь когда их достаю после долгого перерыва, это не очень хороший признак: я не пользуюсь тем, что у меня есть, а вещи лежат и не приносят пользы. Повод снова перебрать гардероб и отдать часть на благотворительность.
Цикл жизни вещи
Сколько может длиться жизнь вещи в вашем гардеробе? Наверняка у вас найдутся:вещи‑долгожители, которые вы продолжаете носить;
вещи‑долгожители, которые просто лежат;
вещи на один сезон или на один раз, но пока по ним этого непонятно.
Жизненный цикл у этих вещей будет совершенно разным. Мы не трогаем сейчас богатую и интересную тему разбора гардероба и не уточняем, почему не носятся и просто лежат вещи из второй группы — как сентиментальная ценность или на всякий случай. Важно, что у вас есть некий комфортный для вас объём вещей и некая комфортная скорость обновления. Эти категории связаны, они влияют друг на друга и на ваш комфорт, поэтому их лучше осознавать.
Скорость гардероба
Часто люди говорят, что хотят покупать вещи пореже и чтобы они носились подольше. На практике так бывает не всегда, и на самом деле не для всех людей это положение вещей — самое желанное.Скорость обновления — это тоже стилевая черта.
Скорость и амплитуда ваших стилевых колебаний — такая же характеристика вашей самопрезентации, как чувство юмора или нелюбовь к камуфляжу.
Тут бы и закончить главу — все разные, расходимся, — но бывает и так, что скорость обновления не совпадает с внутренним ощущением, как это должно быть, опережает его или отстаёт. И в этом хочется покопаться.
Например, новые вещи почему‑то слишком быстро надоедают, им требуется замена. Или человек годами не вылезает из одних и тех же вещей, но не оттого, что он ими очень доволен, и не оттого, что нет возможности купить новые. Информационная среда подталкивает нас к потреблению, поэтому я предположу, что чаще всё-таки вещи надоедают быстрее, чем изнашиваются.
Как сделать цикл жизни вещей оптимальным?
Покупать через паузу
Я не говорю «покупать меньше», потому что формулировка «меньше» не сделает ситуацию лучше. «Покупая меньше», вы просто будете отказываться от хороших вещей, а потом, накопив горечи за отказы самой себе и желая себя «вознаградить», импульсивно сорвётесь на что‑то случайное.А вот «покупать через паузу» — это совершенно другое дело. Это давать себе время подумать, походить с мыслью о вещи. Спросить себя на холодную голову, так ли уж она нужна. Или не нужна‑нужна, но делает ли она вас счастливой. Герой нашей книги Андрей Аболенкин называет мысли о вещи в течение нескольких дней важным критерием для покупки.
Не стоит бояться, что вы упустите крутую вещь, даже если она одна и дело происходит на распродаже. Во‑первых (и в самых главных), вещей много. Во‑вторых, почти всегда вещь можно повторить в ателье, найти на eBay или выбрать что‑то ещё лучше.
Несколько лет назад я не успела купить на распродаже роскошный фрак от Алёны Ахмадуллиной, чёрный, с бахромой по линии низа. Это были времена «птичьей» коллекции, бутик ещё располагался на другой стороне Никольской. Какая‑то девушка успела купить фрак раньше меня и, наверное, отлично провела в нём последний вечер в школе (дело было как раз в пору перед выпускными).
Потеряла ли я что‑то? По правде говоря, нет. Ателье Алёны Ахмадуллиной работает и сейчас, и нет никаких проблем в том, чтобы пойти туда и заказать этот фрак по моим меркам, если он вдруг мне до зарезу понадобится. Я не иду, потому что у меня нет повода, для которого может понадобиться именно эта вещь. То есть я не потеряла фрак, он остался в доступе, который ограничен только силой моего хотения!
Носить и менять вещи капсулами, а не единично
Это способ, который прекрасно работает у Софии. Она выбирает несколько вещей и носит их по кругу недели две; потом они отправляются отдыхать, а София берёт следующие.У этой методики множество плюсов: София говорит, что ей нужен более длительный контакт с любимыми вещами, чем надеть однажды, и тут он как раз возможен; утром уходит меньше времени на выбор, что надеть; хорошим вещам из натуральных тканей (например, костюмам) надо давать отдыхать, здесь так и получается; капсулу можно продумать заранее, а продуманный выбор почти всегда лучше случайного; вы задействуете практически все вещи своего гардероба, включая те, о которых забыли, а то, что носить не хочется, само себя обнаружит; вещи будут вам гораздо меньше надоедать.
Выбирать стоит максимально радующее и качественное
Я понимаю, что для многих людей в нашей стране это звучит несколько издевательски, но, если мы вообще говорим о стиле, стоит выбирать лучшее из доступного. Не бойтесь, что вещь вам разонравится. Конечно, она может это сделать (поэтому покупайте через паузу). Но даже вещь, купленная после длительных раздумий, со временем может перестать вызывать радость, и это нормально.А вот качество никуда не уйдёт. Качественные вещи, которые вам искренне нравятся, — отличный оберег от неудачных покупок. У меня есть два правила шопинга: одно про одежду, другое про обувь:
eсли после примерки нескольких вещей я с удовольствием переодеваюсь обратно в своё, то мне не нужно ничего из набранного на примерку;
если из магазинной пары обуви я с облегчением возвращаюсь в свои ботинки, не надо эту обувь покупать. Выбирать новое надо из лучшего с точки зрения удобства; я хожу в бландстоунах с ортопедической стелькой.
Вопросы к себе
Есть ли в вашем гардеробе вещи‑долгожители?Перечислите их. Почему они с вами так долго?
Часто ли вы покупаете вещи на один сезон или на один раз? Нравится ли вам это?
Сколько места занимает ваш гардероб? Ограничены ли вы местом для хранения?
Каков идеальный в вашем представлении размер гардероба? Назовите примерное количество вещей/луков, пар обуви, украшений или количество шкафов/рейлов.
Ваш идеальный гардероб — обширный и богатый, с одеждой на все случаи жизни или легко обозримый, компактный и функциональный? (Или предложите свой вариант; в нём должна быть количественная характеристика, эпитет или число вещей/луков.)
Сколько в реальности у вас места для хранения одежды, обуви и прочего? Есть ли у вас гардеробная? Перечислите все места, где вы храните вещи, включая сезонные.
Каково соотношение вещей, которые вы активно носите, и всех остальных?
Устраивает ли вас эта ситуация?
Важно ли вам часто покупать новые вещи? Что происходит, если вы долго этого не делаете?
Как вы расстаётесь с вещами?
Посмотрите свои фотографии за последние 10 лет. Как происходят изменения: незаметно или радикально?
Являются ли ваши внешние перемены событием для окружающих, «сменой имиджа»?
Если да, сколько таких смен у вас было за эти годы?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.