Какая продолжительность рабочей недели оптимальна?
Изучили мировой опыт и рассмотрели все варианты.
Летом 2019 года Дмитрий Медведев поручил Министерству труда России рассмотреть возможность перехода на четырёхдневную рабочую неделю. Такое в принципе осуществимо даже без изменения трудового законодательства: по ТК человек не должен трудиться больше 40 часов в неделю, а меньше — пожалуйста. Но больше никаких конкретных шагов и заявлений по этому вопросу не было. Почему стандартная рабочая неделя всё чаще критикуется и стоит ли её сокращать?
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, больше всего работают в Мексике: средний мексиканец трудится 43 часа в неделю, хотя по закону положено всего 40. В Европе самая большая средняя продолжительность рабочей недели у греков — 39 часов в неделю.
В развитых странах Европы переработки — это редкость. Всё благодаря высокой производительности труда и развитому профсоюзному движению. В Бельгии и Норвегии обычно работают около 38 часов. Во Франции законом установлена 35-часовая рабочая неделя, а смены не должны превышать 10 часов. Однако у этой системы много нюансов, и часто продолжительность рабочего времени зависит от самого трудового коллектива.
Самая короткая рабочая неделя у среднего жителя Нидерландов — менее 30 часов (хотя по закону допускается максимум 55 часов в неделю, но только на протяжении четырёх недель, не более). В среднем же меньше всех в Европе работают немцы — около 26 часов в неделю.
Когда в ходе промышленной революции XVIII–XIX веков возник рабочий класс, время труда таких работников поначалу никак не регламентировалось. Тогда они могли трудиться по 12–16 часов шесть дней в неделю.
Впервые мысль о восьмичасовом рабочем дне была озвучена в 1817 году английским предпринимателем Робертом Оуэном: «Восемь часов для работы, восемь часов для отдыха, восемь часов для сна».
С тех пор борьба за 40-часовую рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день стала одной из главных задач рабочего и профсоюзного движений. Первые сдвиги в этом направлении случились только в XX веке. Зачастую при сокращении рабочего времени владельцы предприятий руководствовались не заботой о благополучии сотрудников, а своими мотивами. Например, Генри Форд в 1922 году ввёл на своих заводах 40-часовую рабочую неделю, чтобы у рабочих было больше времени тратить деньги. Он считал, что это будет полезно для зарождающейся экономики потребления.
Россия ввела восьмичасовой рабочий день первой в мире. Это произошло спустя четыре дня после взятия Зимнего дворца в ходе Октябрьской революции 1917 года. До этого российские мужчины работали 11,5 часа, а женщины — 10 часов шесть дней в неделю.
Ещё в 30-е годы прошлого века экономисты предсказывали значительное сокращение рабочей недели. Считалось, что повышение уровня жизни и автоматизация освободят для человека уйму времени. Но о том, достигли мы этого момента или ещё нет, идут жаркие споры.
Масла в огонь дискуссии о продолжительности рабочей недели подливает и идея введения безусловного основного дохода. Это экономическая программа, согласно которой человек получает от государства определённую сумму, даже если он вообще не работает. Безусловный доход мог бы, как считается, помочь в сокращении рабочей недели: имея гарантированные средства к существованию, человек получит шанс работать меньше.
Одни из самых радикальных предложений по сокращению — четырёх- или восьмичасовая рабочие недели. Менее категоричный вариант — 21 рабочий час в неделю — предлагает британский фонд New Economics Foundation. Есть мнение, что лучшим решением будет четырёхдневка или трёхдневка: 30, 32 или 33 часа в неделю.
Впрочем, есть и противоположные точки зрения. Бывший исполнительный редактор Business Insider Джо Вайзенталь, сам работавший даже по воскресеньям, считает, что два выходных — это слишком много. В качестве аргумента он приводит тот факт, что люди бесполезно проводят это время, например листая соцсети.
Тем не менее есть множество исследований, доказывающих, что чрезмерно длинная рабочая неделя вредна для психического и физического здоровья.
Представители New Economics Foundation, предлагая работать 21 час в неделю, считают, что таким образом можно в корне изменить общество к лучшему. Это, по их мнению, поможет справиться с безработицей, чрезмерным потреблением, загрязнением окружающей среды, социальным неравенством и рутиной «дом — работа — дом». Ещё один аргумент в пользу сокращения рабочей недели — улучшение состояние здоровья рабочих благодаря меньшей стрессовой нагрузке.
В 2019 году было опубликовано исследование учёных из Великобритании, проведённое на основе данных 71 тысячи человек. Они пришли к выводу, что работа улучшает психическое состояние человека по сравнению с безработицей. При этом, как говорят специалисты, этот эффект наблюдается у людей как с небольшой занятостью (от 1 до 8 часов в неделю), так и с высокой (44–48 часов в неделю). Таким образом, как считают авторы, сокращение рабочей недели пройдёт максимально безболезненно для эмоционального состояния людей.
Другое исследование учёных из Университета Мельбурна в Австралии и Университета Кэйо в Японии показало, что рабочая неделя продолжительностью более 30 часов негативно сказывается на работе мозга людей за 40. Возникает физическое и психологическое напряжение, которые снижают эффективность работника и его когнитивные способности. Женщины, согласно исследованию, продуктивно работают от 22 до 27 часов в неделю, а мужчины — от 25 до 30. Это происходит из-за того, что область мозга, отвечающая за восстановление умственных и физических сил, с возрастом теряет способность адаптироваться к высокой нагрузке.
Также исследователи пришли к выводу, что мозг человека, который работает 50–60 часов в неделю, функционирует хуже, чем у того, кто не работает вообще.
В 2018 году новозеландская фирма Perpetual Guardian тоже провела подобный эксперимент. На два месяца 240 её сотрудников перешли на четырёхдневную рабочую неделю с сохранением зарплаты. Этот опыт показал, что вовлечённость работников и их удовлетворённость своим трудом значительно выросли, а производительность не изменилась.
В компании, создавшей менеджер проектов Basecamp, рабочая неделя длится 32 часа. Её соучредитель Джейсон Фрид в интервью Inc. говорит, что благодаря этому сотрудники более внимательны при выполнении задач.
В 2019 году в качестве эксперимента четырёхдневка была введена в японском подразделении Microsoft. Результатом стал рост продуктивности сотрудников на 40%. Четырёхдневные рабочие недели также были опробованы.
Впрочем, не все подобные попытки были успешными. Эрик Гатенхольм, попробовавший шестичасовой рабочий день (30-часовую неделю) в своей компании Cellink, результатом оказался недоволен. В его случае сотрудники жаловались, что не успевают решать рабочие вопросы.
Всё ещё остаётся открытым вопрос, как сокращение рабочего дня или недели скажется на производительности труда и уровне жизни самих работников. Проще говоря, мы можем перестать производить необходимое нам количество товаров и услуг, а оплата труда снизится.
Также этот спор неизменно вызывает конфликт интересов. Работник заинтересован в том, чтобы трудовая неделя стала короче, а зарплата осталась той же. А вот работодатель, которому придётся взять на себя дополнительные издержки, на такое вряд ли готов пойти.
Нельзя всё сводить только к продолжительности работы. Важен вопрос сохранения продуктивности, пересмотра модели «4 часа работы, 1 час — обед, ещё 4 часа работы». Например, всё больше говорят о том, что для эффективного функционирования мозга нужно делать 15-минутные перерывы каждый час в течение всего трудового дня.
Есть также исследования, утверждающие, что эффективность работы значительно растёт, когда человек находится в состоянии потока. А оно не очень совместимо с какими бы то ни было временными рамками.
Поэтому гораздо большее значение, чем время работы, играет оптимизация процессов. Сложно говорить о сокращении рабочего времени в компании, где сотрудник вынужден отвечать на 70–80 имейлов или объезжать полгорода за день.
Единая подходящая всем рабочая неделя вряд ли существует и когда-нибудь появится, а её сокращение далеко не в любом случае будет эффективно. Но при правильном подходе к постановке и решению задач и благоприятном экономическом климате количество свободного времени вырастет само собой.
Летом 2019 года Дмитрий Медведев поручил Министерству труда России рассмотреть возможность перехода на четырёхдневную рабочую неделю. Такое в принципе осуществимо даже без изменения трудового законодательства: по ТК человек не должен трудиться больше 40 часов в неделю, а меньше — пожалуйста. Но больше никаких конкретных шагов и заявлений по этому вопросу не было. Почему стандартная рабочая неделя всё чаще критикуется и стоит ли её сокращать?
Какая продолжительность рабочей недели принята в России и других странах
Кроме России, 40-часовая рабочая неделя принята за стандарт в США, хотя он часто нарушается: 40% американских работников трудятся по 50 часов в неделю. Столько же официально длится рабочая неделя и в Японии, но корпоративная культура и профессиональная этика этой страны приводят порой к невероятным переработкам — они могут достигать дополнительных 40 часов в неделю.По данным Организации экономического сотрудничества и развития, больше всего работают в Мексике: средний мексиканец трудится 43 часа в неделю, хотя по закону положено всего 40. В Европе самая большая средняя продолжительность рабочей недели у греков — 39 часов в неделю.
В развитых странах Европы переработки — это редкость. Всё благодаря высокой производительности труда и развитому профсоюзному движению. В Бельгии и Норвегии обычно работают около 38 часов. Во Франции законом установлена 35-часовая рабочая неделя, а смены не должны превышать 10 часов. Однако у этой системы много нюансов, и часто продолжительность рабочего времени зависит от самого трудового коллектива.
Самая короткая рабочая неделя у среднего жителя Нидерландов — менее 30 часов (хотя по закону допускается максимум 55 часов в неделю, но только на протяжении четырёх недель, не более). В среднем же меньше всех в Европе работают немцы — около 26 часов в неделю.
Почему 40-часовая рабочая неделя вызывает споры
Считается, что наши древние предки, охотники и собиратели, «работали» лишь два с половиной дня в неделю по 6 часов, а то и меньше. Крестьяне трудились по 9 часов в день летом и значительно меньше зимой. При этом церковь запрещала выходить в поле в дни многочисленных христианских праздников.Когда в ходе промышленной революции XVIII–XIX веков возник рабочий класс, время труда таких работников поначалу никак не регламентировалось. Тогда они могли трудиться по 12–16 часов шесть дней в неделю.
Впервые мысль о восьмичасовом рабочем дне была озвучена в 1817 году английским предпринимателем Робертом Оуэном: «Восемь часов для работы, восемь часов для отдыха, восемь часов для сна».
С тех пор борьба за 40-часовую рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день стала одной из главных задач рабочего и профсоюзного движений. Первые сдвиги в этом направлении случились только в XX веке. Зачастую при сокращении рабочего времени владельцы предприятий руководствовались не заботой о благополучии сотрудников, а своими мотивами. Например, Генри Форд в 1922 году ввёл на своих заводах 40-часовую рабочую неделю, чтобы у рабочих было больше времени тратить деньги. Он считал, что это будет полезно для зарождающейся экономики потребления.
Россия ввела восьмичасовой рабочий день первой в мире. Это произошло спустя четыре дня после взятия Зимнего дворца в ходе Октябрьской революции 1917 года. До этого российские мужчины работали 11,5 часа, а женщины — 10 часов шесть дней в неделю.
Ещё в 30-е годы прошлого века экономисты предсказывали значительное сокращение рабочей недели. Считалось, что повышение уровня жизни и автоматизация освободят для человека уйму времени. Но о том, достигли мы этого момента или ещё нет, идут жаркие споры.
Масла в огонь дискуссии о продолжительности рабочей недели подливает и идея введения безусловного основного дохода. Это экономическая программа, согласно которой человек получает от государства определённую сумму, даже если он вообще не работает. Безусловный доход мог бы, как считается, помочь в сокращении рабочей недели: имея гарантированные средства к существованию, человек получит шанс работать меньше.
Одни из самых радикальных предложений по сокращению — четырёх- или восьмичасовая рабочие недели. Менее категоричный вариант — 21 рабочий час в неделю — предлагает британский фонд New Economics Foundation. Есть мнение, что лучшим решением будет четырёхдневка или трёхдневка: 30, 32 или 33 часа в неделю.
Впрочем, есть и противоположные точки зрения. Бывший исполнительный редактор Business Insider Джо Вайзенталь, сам работавший даже по воскресеньям, считает, что два выходных — это слишком много. В качестве аргумента он приводит тот факт, что люди бесполезно проводят это время, например листая соцсети.
Тем не менее есть множество исследований, доказывающих, что чрезмерно длинная рабочая неделя вредна для психического и физического здоровья.
Что говорят те, кто считает, что рабочая неделя должна быть короче
Американский писатель Тимоти Феррисс когда-то сам работал по 14 часов в день, но понял, что это неэффективно и ухудшает его эмоциональное состояние. Он написал книгу «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе „от звонка до звонка“, жить где угодно и богатеть» — о том, как выполнять 80% работы за 20% запланированного времени. Феррисс считает, что ключ к продуктивности не в количестве рабочих часов, а в эффективном распределении задач.Представители New Economics Foundation, предлагая работать 21 час в неделю, считают, что таким образом можно в корне изменить общество к лучшему. Это, по их мнению, поможет справиться с безработицей, чрезмерным потреблением, загрязнением окружающей среды, социальным неравенством и рутиной «дом — работа — дом». Ещё один аргумент в пользу сокращения рабочей недели — улучшение состояние здоровья рабочих благодаря меньшей стрессовой нагрузке.
В 2019 году было опубликовано исследование учёных из Великобритании, проведённое на основе данных 71 тысячи человек. Они пришли к выводу, что работа улучшает психическое состояние человека по сравнению с безработицей. При этом, как говорят специалисты, этот эффект наблюдается у людей как с небольшой занятостью (от 1 до 8 часов в неделю), так и с высокой (44–48 часов в неделю). Таким образом, как считают авторы, сокращение рабочей недели пройдёт максимально безболезненно для эмоционального состояния людей.
Другое исследование учёных из Университета Мельбурна в Австралии и Университета Кэйо в Японии показало, что рабочая неделя продолжительностью более 30 часов негативно сказывается на работе мозга людей за 40. Возникает физическое и психологическое напряжение, которые снижают эффективность работника и его когнитивные способности. Женщины, согласно исследованию, продуктивно работают от 22 до 27 часов в неделю, а мужчины — от 25 до 30. Это происходит из-за того, что область мозга, отвечающая за восстановление умственных и физических сил, с возрастом теряет способность адаптироваться к высокой нагрузке.
Также исследователи пришли к выводу, что мозг человека, который работает 50–60 часов в неделю, функционирует хуже, чем у того, кто не работает вообще.
Какие эксперименты по сокращению рабочей недели проводились и что они показали
Самый, возможно, известный эксперимент по введению короткой рабочей недели провели в шведском Гётеборге в 2016 году. Тогда в домах престарелых ввели шестичасовые рабочие смены для сотрудников, сохранив их зарплату и наняв дополнительный персонал. Было замечено, что работники стали продуктивнее, реже брали отгулы и больничные. Пока результаты этого эксперимента не повлияли на трудовое законодательство Швеции, хотя и в среднем её граждане работают всего по 28 часов в неделю.В 2018 году новозеландская фирма Perpetual Guardian тоже провела подобный эксперимент. На два месяца 240 её сотрудников перешли на четырёхдневную рабочую неделю с сохранением зарплаты. Этот опыт показал, что вовлечённость работников и их удовлетворённость своим трудом значительно выросли, а производительность не изменилась.
В компании, создавшей менеджер проектов Basecamp, рабочая неделя длится 32 часа. Её соучредитель Джейсон Фрид в интервью Inc. говорит, что благодаря этому сотрудники более внимательны при выполнении задач.
В 2019 году в качестве эксперимента четырёхдневка была введена в японском подразделении Microsoft. Результатом стал рост продуктивности сотрудников на 40%. Четырёхдневные рабочие недели также были опробованы.
Впрочем, не все подобные попытки были успешными. Эрик Гатенхольм, попробовавший шестичасовой рабочий день (30-часовую неделю) в своей компании Cellink, результатом оказался недоволен. В его случае сотрудники жаловались, что не успевают решать рабочие вопросы.
Нужно ли сокращать рабочее время
Несмотря на все перечисленные выше примеры, значительного сокращения рабочей недели до сих пор не произошло. Этому есть вполне конкретные причины.Всё ещё остаётся открытым вопрос, как сокращение рабочего дня или недели скажется на производительности труда и уровне жизни самих работников. Проще говоря, мы можем перестать производить необходимое нам количество товаров и услуг, а оплата труда снизится.
Также этот спор неизменно вызывает конфликт интересов. Работник заинтересован в том, чтобы трудовая неделя стала короче, а зарплата осталась той же. А вот работодатель, которому придётся взять на себя дополнительные издержки, на такое вряд ли готов пойти.
Нельзя всё сводить только к продолжительности работы. Важен вопрос сохранения продуктивности, пересмотра модели «4 часа работы, 1 час — обед, ещё 4 часа работы». Например, всё больше говорят о том, что для эффективного функционирования мозга нужно делать 15-минутные перерывы каждый час в течение всего трудового дня.
Есть также исследования, утверждающие, что эффективность работы значительно растёт, когда человек находится в состоянии потока. А оно не очень совместимо с какими бы то ни было временными рамками.
Поэтому гораздо большее значение, чем время работы, играет оптимизация процессов. Сложно говорить о сокращении рабочего времени в компании, где сотрудник вынужден отвечать на 70–80 имейлов или объезжать полгорода за день.
Единая подходящая всем рабочая неделя вряд ли существует и когда-нибудь появится, а её сокращение далеко не в любом случае будет эффективно. Но при правильном подходе к постановке и решению задач и благоприятном экономическом климате количество свободного времени вырастет само собой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.