Опасный долг?

Периодически в прессе появляется информация о том, что у какой-то семьи социальные службы фактически отобрали детей за коммунальные долги. Правда ли это? И почему вопрос изъятия детей как «наказания» за неоплаченные счета стал обсуждаться всё чаще?




С чего всё началось?

В середине января 2017 года газета «Вечерняя Казань» сообщила, что в Зеленодольском районе Татарстана изымают детей из семей, имеющих долги по оплате электричества и газа. В декабре 2016 года Глава Зеленодольского района дал письменное поручение выявлять неплательщиков, а затем с привлечением органов опеки изымать несовершеннолетних детей из этих семей. При этом выяснилось: слова отнюдь не расходятся с делом – в районе в 2016 году из семей неплательщиков временно изъяли и поместили в приют 11 детей.

А раньше такие случаи были?

Сообщения, что в такой-то семье за долги по оплате ЖКУ изъяли детей и грозят лишением родительских прав, появлялись и раньше. Ещё в 2010 году сообщалось о многодетной семье Кузнецовых из Москвы, из которой изъяли детей именно за долг за ЖКУ в размере 200 тысяч рублей, и жительнице Колпино Вере Камкиной, у которой забрали детей при долге в 140 тысяч. В конце 2016 года писали, что изъятие детей грозит семье из Орловской области за долг ЖКУ всего лишь в 30 тысяч, но, как сообщалось позже, Правительство области попытку чиновников забрать детей пресекло. Отметим, что все случаи касаются многодетных семей.
В 2010 году Лига защиты детей сообщала, что существует регулярная практика изъятия детей за коммунальные долги их родителей. Якобы около 120 тысяч детей отбирают ежегодно именно за это. Правда, приведённые цифры никем больше не подтверждались.

Разве закон разрешает изымать детей за долги ЖКУ?

Конечно, нет. Такого закона нет и быть не может.

Почему тогда изымают? Они что — грубо нарушают закон?

Нет, не нарушают. Когда начинаешь знакомиться с каждой из таких историй, видишь, что чиновники нигде не заявляют, что забирают детей именно за долги ЖКУ. Однако в Семейном кодексе РФ есть статья 77, которая говорит о том, что органы опеки могут отобрать ребёнка у родителей при угрозе его жизни и здоровью. Обычно ведь люди не платят за квартиру не потому, что не хотят, а потому, что не имеют возможности. Значит, материальные условия у них плохие, значит, возможно, ребёнок голодает, не обеспечен в достаточной степени всем необходимым. К тому же, как известно, неплательщикам отключают услугу, по которой накопились долги – подачу электроэнергии, газа. Это ещё больше ухудшает жизненные условия ребёнка, и тогда чиновники «спасают» его, поместив в приют.

Значит, случай Зеленодольского района уникален, противозаконен и повториться нигде не может?

Особенность случая в том, что чиновник не постеснялся прямо в своём поручении указать, что детей будут отбирать именно за долги. Такое заявление было неправомерно. Зеленодольская история получила большой резонанс, а детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова подала заявление в прокуратуру по поводу этого поручения. Но на защиту зеленодольского главы встали как его подчиненные, так и некоторые депутаты Госдумы, а прокуратура пока отказала в возбуждении дела. Защитники чиновника утверждают, что он действовал во благо детей, просто формулировка его поручения вышла несколько неудачной.

Но дети действительно изымались?

Да, детей отбирали. Но теперь чиновники утверждают, что действовали строго в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса. Более того, проявляли повышенное внимание и трогательную заботу об интересах детей.
Проблема семей неплательщиков ЖКУ в Татарстане начала бурно обсуждаться зимой 2016 года, когда в Лениногорском районе во время пожара в частном доме погибла мать с шестью маленькими детьми. Выяснилось, что за два с половиной года до трагедии этой семье без всякого решения суда отключили за долги газ, и с тех пор дом приходилось отапливать с помощью дров и электроприборов, что в итоге и привело к пожару. Тогда же обнаружилось, что только по одному этому району газ и свет отключили почти тремстам семьям. И это только в одном районе Татарстана, который является далеко не самым депрессивным регионом России. Сколько таких семей по всей стране – даже страшно подумать. Что касается изъятия детей, то зеленодольские чиновники подтверждают изъятие из семей 11 детей в 2016 году, но уверяют, что это были совершенно необходимые меры для обеспечения безопасности их жизни и здоровья.

Есть ли статистика по изъятию детей из семей должников ЖКУ по всей России?

Такую статистику нам обнаружить не удалось. Зато в начале марта 2017 года в Совете Федерации РФ Елена Мизулина приводила удивительные цифры. По её словам, ежедневно в России в среднем изымают 134 ребенка, имеющих родителей, из них 6-7% изымают по статье 77 СК РФ, в 2015 году изъято 3444 ребенка. Общее число детей, изъятых из семей в 2015 году – около 28 тысяч. Все эти цифры — со слов Елены Мизулиной, источника она не назвала.

Что делать, если мне угрожают применением таких же методов?

Если причина угроз – именно долги ЖКУ, то можно и нужно подавать заявление в прокуратуру. Правда, для этого придется получить письменное подтверждение угроз от чиновников, что не так просто. Скорее всего, они опять сошлются на ту же статью 77 СК РФ, а изъятие детей представят как помощь семье и заботу о здоровье ребёнка.
Семья, накопившая долги, часто нуждается в комплексной помощи, бывает, что в ней есть и другие серьёзные проблемы (безработица, болезнь одного из членов семьи, проблемы с алкоголем или наркотиками, недостаток социальных компетенций, что часто встречается, например, в семьях выпускников детдомов, которых, в свою очередь, когда-то изъяли из семей). Так что изъятие детей, мягко говоря – не метод, метод – помощь многодетной семье, но это непросто, и у государства пока не получается.

Что же делать?

Лучший способ избежать проблем с долгами ЖКУ – не накапливать их, а уж если они появились – не бездействовать, а договариваться с управляющей компанией о реструктуризации долга, пока дело не передали в суд. Практика показывает, что компании готовы идти на такое сотрудничество. Здесь главное – регулярность выплат и выполнение обещаний. Можно попробовать обратиться в благотворительный фонд, но, скажем честно, за такую помощь фонды берутся крайне неохотно. Идея взять кредит и заплатить долг по ЖКУ – совсем плоха, тогда вы будете должны банку, который может в итоге вообще лишить вас жилья.
Но попытаться просить помощи все же стоит. Были случаи, когда через соцсети собиралась команда, которая помогала многодетной семье победить долги по ЖКУ и даже сделать ремонт. Такие волшебные истории чаще всего случались в Москве. В провинции всё сложнее: зарплаты ниже, безработица выше, людей, готовых тебе помочь, меньше, поэтому – смотрите выше (договариваться с управляющей компанией и просить помощи в органах соцзащиты). Кстати, в том же Лениногорском районе чиновники уверяют, что при росте долгов ЖКХ свыше критической отметки неплательщиков пытаются трудоустроить и реструктурировать их долги. Также якобы существует договоренность с поставщиками электроэнергии и газа, что они до отключения услуг должны уведомить об этом местные власти, с тем, чтобы те приняли меры для помощи семьям неплательщиков.

А делается ли что-нибудь на законодательном уровне, чтобы помочь семьям неплательщиков ЖКУ?

В начале марта 2017 года в Совете Федерации РФ прошли парламентские слушания, где говорилось о проблемах изъятия детей из семей и о необходимости изменения Семейного кодекса в этом вопросе. Создана Временная комиссия СФ по корректированию СК РФ, Возглавила комиссию сенатор Елена Мизулина. Сейчас перед комиссией стоит задача анализа практики изъятия детей из семей и оценки правомерности и возможной избыточности такой практики. Но проблема в том, что немало случаев, когда повод для изъятия детей из неблагополучной семьи действительно есть, а угроза жизни и здоровью ребёнка – несомненна (например, родители не кормят его), но это уже совсем другая история, не про долги по квартплате.
« Кем выгоднее всего работать в России?
Отличные советы по планированию времени! »
  • +9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.